Как возникло такси
Без такси сегодня невозможно представить ни один современный город. Сложно даже подумать, что его когда-то не было.
Такси для Цезаря
«Такси» существовало еще в Древнеримской империи. Только вместо автомобилей, конечно, были колесницы. Причем уже тогда существовала определенная система тарифов на поездки. На ось колесницы крепился сосуд, в который по прохождении каждой стадии (около 200 метров) специальный механизм «бросал» камень. В конце поездки считали количество камней, и на основе подсчета определяли сумму оплаты.
Лондон-Париж
О том, где раньше появились первые прототипы современных такси, спорят две европейские столицы. Некоторые утверждают, что они возникли в 1636 году в Лондоне, когда местные кучера получили официальную лицензию на извоз. В Париже это случилось годом позже. Однако само слово имеет французское происхождение. В оригинале оно звучит как «таксо». Так называли средство для перевозки пассажиров и грузов, а также оплату проезда.
Английские кэбы
Первые экипажи, на которых осуществлялся платный извоз граждан в Лондоне, были довольно громоздкими. Открытие четырехколесные повозки назывались хэнки. В зимний период на них натягивали тент. Лишь спустя два столетия появились двухколесные варианты – кабриолеты или, сокращенно, кэбы
.Французские фиакры
В XVII веке предприимчивый месье Соваж организовал в Париже парк конных экипажей, рассчитанных на два места. Здание компании, занимающейся извозом местных жителей, было расположено у часовни Святого Фиакра. В честь последнего и были названы экипажи, которые стали невероятно популярны. В 1896 стал использоваться транспорт на бензине, но его название осталось прежним.
Первый таксометр
Моторизированные фиакры столкнулись с проблемой. Бедные не могли позволить себе такой роскоши, а богачи имели в распоряжении собственные экипажи. Средний же класс пользовался услугами крайне редко. Все это было связано с отсутствием единого тарифа на извоз. В 1891 году с изобретением таксометра проблема была решена. Машины, в которых устанавливалось это устройство, стали называться таксомоторами. Спустя некоторое время автопроизводители начали специальный выпуск автомобилей для платной перевозки пассажиров. Первым в этом занятии стал французский концерн Renault. Их автомобили отличались по цвету (красный и зеленый), а по внешнему виду напоминали любимые фиакры с открытой частью для шофера и закрытой – для пассажиров. Позже машины приобрели более привычный вид – с перегородкой между водителем и клиентом.
Россия и зеленоглазое такси
Точные даты появления такси в России не определены. Зато известно, что в конце XIX века у нас появился собственный таксометр. К козлам крепился небольшой ящик с окошком, в котором можно было увидеть стоимость поездки по нормальному или «возвышенному» тарифу. Официальное открытие такси состоялось в 1907 году. Тогда в газете «Глас Москвы» появилось приглашение добраться до нужного места с комфортом. Поначалу для перевозок в России использовали автомобили Renault и Fiat, а после 1935 к ним добавились отечественные «Волга» и, конечно, «Победа». Характерной особенностью были знаменитые шашки по бокам и зеленый огонек в качестве индикатора того, что машина свободна. Отсюда и название известной песни.
Почему шашки?
Одна из версий появления рисунка в виде шашек связана с Америкой 20-х гг. ХХ века. Такой вид имели автомобили компании Checker Taxi of Chicago. Шашки напоминали флаг «Формулы 1», символизировавший финиш в гоночных соревнованиях. Кстати, Америка также стала родиной классического желтого цвета для такси.